Печать

Городец

Эти места были разрекламированы нижегородскими аборигенами как нечто такое, на что обязательно стоит взглянуть.

При взгляде на карту, создаётся впечатление, что всё это может оказаться правдой. Поэтому было решено посетить местность, прилегающую к Нижегородской гидроэлектростанции.
Способ достижения этих мест с помощью общественного транспорта был выбран, на первый взгляд, не совсем оптимальный. От Московского вокзала Нижнего Новгорода электропоездом до станции «Заволжье-пассажирское» (в атласе почему-то обозначена как «о.п. 55км») и далее пешком по плотине, если разрешено. Заодно по пути разведать автобусное сообщение между Заволжьем и Городцом.

Город Заволжье — не самый маленький, но чисто советского типа. Ничего особо древнего и выдающегося там нет. Градообразующее предприятие — завод «Мотор», который даже содержит местную одноимённую хоккейную команду.

Также в Заволжье расположена Нижегородская гидроэлектростанция, благодаря строительству которой и образовалась главная псевдоприродная достопримечательность этих мест — Горьковское водохранилище (местные также именуют его Волжским морем). В своё время и посёлок Заволжье образовался благодаря строительству ГЭС. Часть рабочих жила в Городце, часть — здесь, и эти места считались для жителей Городца «За Волгой», хотя традиционно «За Волгой» располагаются места по левому берегу этой реки, а не по правому. Районным центром Заволжье не является, но местные автобусы очень даже есть. Пригородная автостанция совмещена с вокзалом «Заволжье-Пассажирский». Прямых автобусов на Городец от неё не ходит, но если пройти одну остановку до моторного завода (в сторону ГЭС), свернуть влево и найти площадку для автобусов, первую по ходу, то автобусы 101-го маршрута ходят трижды в час, не реже. Можно ехать на 125-м автобусе, он также довезёт до Городца.

Проезд по плотине свободный, и проход тоже, но останавливаться на ней запрещено. При этом указатель гласит, что до Городца надо пропилить 12 километров, а если остановишься — конец тебе. Так что если кто решит пройтись по плотине пешочком — готовьтесь к шестикилометровому кроссу. Конечно, пейзаж на плотине стоит того, чтобы пройтись по ней: сперва мимо турбин, потом мимо судопропускных сооружений по мосту (не разводится). Перепад уровней воды довольно существенный — около десяти метров. Шлюзы тоже в две ступени. Канав для судов две — итого четыре шлюзокамеры. Но прогулка по плотине действительно не для слабаков, ибо тротуара нет, идти приходится по обочине, которая то и дело преподносит «сюрпризы» — то слишком твёрдые кочки, то мягкий песочек. При этом мимо проносятся 101-е и 125-е автобусы с надписью на борту: «ЗМЗ — Заволжский моторный завод». За плотиной, на левом берегу Волги, есть отличный пляж, где народ из Заволжья и Городца купается летом с огромным удовольствием.

Один из выживших храмов, религиозная принадлежность которого не установлена Городец был основан в 1152 году как крепость для защиты Владимира от мордвы. Получается, что он старше областного центра (Нижнего Новгорода), однако на древний город совсем не похож — ни кремля, ни крепости не сохранилось — всё было основательно разрушено в 1408 году монголо-татарами. В середине XVII века город стал возрождаться как село Городец, по-соседству со старым городищем. Это уже не был ни город, ни крепость. Основан он на сей раз был не для войны, а для торговли и сельского хозяйства. И это понятно — Волга являлась (и является) важной торговой магистралью, так что купечеству на её берегах обосновываться сам бог велел. Здесь же берег очень удобен для стоянки торговых судов. Так что ярмарки тут закатывались на любой вкус и цвет.

Сюда, к слову, организуются паломнические туры. Читаем подробнее.

В 1263 году здесь, в Фёдоровском монастыре (не сохранился, разрушен вместе с крепостью в 1408 году) умер возвращавшийся из Золотой Орды Александр Ярославич Невский, поэтому над Волгой стоит ему памятник.

В XVIII веке село Городец превратилось в центр старообрядчества, но до наших дней культовых сооружений дожило немного.

Так выглядят вкратце страницы истории Городца. Теперь о современном его состоянии.
При входе в этот населённый пункт сразу же создаётся впечатление, что вокруг таки не город, но и не село и не деревня. Видимо, именно для этого места стоило придумать ещё одну ступень в иерархии населённых пунктов, и назвать её, естественно, городец. Именно городец, потому как просторы явно сельские и население тоже, а постройки вокруг вполне городские, но расположены очень тесно, не совсем как в классическом городе, и даже у многоэтажных новостроек крыши сделаны как-то треугольно, по-деревенски. Да ещё и выкрашенные в жёлтый цвет, как-будто внутри заседает местный фан-клуб сборной Бразилии по футболу.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Интересные факты о Хельсинки и Финляндии:

Почти 92% населения Хельсинки разговаривают на финском языке. Около 6% на шведском, а остальные 2% - только на английском, который пользуется огромной популярностью, однако он не является официальным как финский и шведский.